«Дизайн – это отдушина, открывающая … выход в мир, полный идей».
Питер Горб, Лондонская школа бизнеса
В последнее время заметно растет интерес к дизайну, прежде всего к дизайну интерьеров, у нас в России. Появились новые журналы, целиком посвященные интерьеру: «Идеи вашего дома», «Французский Дом», Квадратный метр» и другие. В них речь идет не только о практической стороне дела, но и о самих дизайнерах, новых идеях, проблемах и профессиональных успехах. Профессия дизайнера как никогда раньше , привлекает к себе особое внимание. Конечно же, это связано с большими переменами в нашей жизни, прежде всего – с изменениями ее качества.
Сегодня нас окружают товары другого уровня: красивые, качественные, надежные. Они уже доступны многим. Именно они формируют новую, более комфортную и эстетическую среду, а значит, и более гармоничные условия для жизни и работы. Филипп Старк, знаменитый дизайнер нашего времени, назвал дизайн деятельностью, обучающей улучшению качества жизни и мышления. Исследования современных психологов показали, что для развития человеческой личности необходимо присутствие красоты: красивый ландшафт, красивые дома, красивые вещи … Человек стремится к красоте уже тысячелетия, секреты красоты и гармонии волновали многие умы. Стремление обустроить и сделать красивым, уютным свое жилище – из того же ряда. Оно возникло очень давно: история архитектуры и дизайна тому подтверждение. Только вот замечательные идеи убранства жилища реализовывались для очень немногих …
Качественный скачок произошел с началом нового типа европейской культуры, обусловленной индустриальной эпохой. На первый план выходит функция, структура предмета, почти полностью исчезает орнаментика, типичная для всех предшествующих периодов (барокко, рокко и др.).
Задача дизайнера – приблизить искусство в широким массам, сделать его доступным. Теоретические разработки пионеров современного дизайна Уильяма Морриса и Дж.Раскина изобилуют этими идеями: «… Я не желаю искусства для меньшинства, как не желаю воспитания или свободы для меньшинства. Что это за искусство, если оно доступно не всем?» — восклицал Моррис в 1894 году.
Сознавая огромную роль дизайна, в том числе и как политического средства, в конце прошлого и начале нашего века высокоразвитые страны Европы институционализируют дизайн. В Англии, Германии и Австрии создаются первые творческие школы и институты. В настоящее время во всех цивилизованных странах есть школы, колледжи, институты, которые готовят дизайнеров. В Японии таких институтов 10, а в США – 50.
Каждые два-три года происходят изменения. Это очень динамичный процесс: что-то устаревает, что-то появляется … Выставки, мебельные салоны, презентации – за всем этим должны следить дизайнеры. Только тогда их работа будет профессиональной. Законы дизайна должны выражаться через конкретные идеи и вещи. А идеи и вещи имеют способность устаревать …
Несомненно, у нас в России есть очень талантливые дизайнеры, но создающие, как правило, эксклюзивные интерьеры. Все же это не делает погоды. Декоратора приглашают нечасто (чаще — архитектора).
Но все же события последнего времени вселяют надежду, что новая для нас профессия дизайнера-декоратора получит дальнейшее развитие. И, может быть, уже в недавнем будущем пригласить дизайнера будет обыденным явлением. А вот сама профессия дизайнера никогда таковой не будет, ибо творчество – явление яркое и необычное, а потому и притягательное для многих.
Не всякий может заниматься дизайном – это очевидно. Пролистав множество журналов и книг по дизайну, я заметила одну особенность: почти всегда рядом с фотографиями интерьера присутствует и фотография дизайнера. Личность дизайнера, его образ мыслей, вкусы и пристрастия, конечно же, влияют на результат работы.
Безусловно, стать дизайнером может не каждый. Это особая «категория» людей – людей творческих. Помимо материального вознаграждения, как за любой труд, художник ждет успеха и морального удовлетворения от воплощения своей идеи. Ему далеко не безразлична реакция заказчика и других людей на результат его работы. Вот почему ему так нужна поддержка. Кроме того, в него нужно верить. Когда художник это не чувствует, у него не складываются отношения с заказчиком и работа не идет. Сверхэмоциональность таких людей может и вредить работе. В то же время именно она служит и катализатором для генерирования идей.
Вот что пишет английский исследователь Дж.Пилдич о дизайнерах: «Эти люди могут оказаться заносчивыми или застенчивыми, шумливыми или неспособными связать между собой трех предложений, погруженными в себя или подверженными резким сменам настроения, нетерпеливыми, нетерпимыми, тщеславными, ненадежными. Их надо постоянно ублажать, воодушевлять, хвалить, проявлять большую выдержку и главное – оказывать им всемирную поддержку».
К сожалению, в нашем обществе еще не сложилось доверительное отношение к архитектору, дизайнеру. Его нужно завоевывать, каждый раз снова. Профессия дизайнера нелегкая. У каждого только с опытом возникает та модель общения, которая «срабатывает».
Дизайнеры-архитекторы и декораторы, как правило, не работают в одиночку. Обычно это тандем из двух человек: организатор работ и исполнитель (человек более творческий). Ведь собственно работе дизайнера сопутствует и заключение договоров, обсуждение условий и возникающих проблем, организация закупок, монтажных и других работ, а еще многое другое, что требует силы и собранности, дисциплины … и воли. Нельзя надеяться на то, что все сразу будут в восторге от любой его идеи.
Чуть лучше, может быть, обстоят дела в западных странах. Там уже сложились отношения «дизайнер – клиент», и осложнения возникают редко. Во всяком случае, идеи, как и издержки, оплачиваются.
Все же отметим, что удовольствие от творчества и его успех значительно «перекрывают» все негативные моменты.
Спросите об этом любого дизайнера!
Источник:
Надежда Лазарева «Дизайн интерьера: хобби или профессия …»