Умелому обращению с красками и формами можно научиться, и лучший учитель – природа. Изо дня в день она совершенно бесплатно показывает нам, как нужно гармонично комбинировать цвета – во всех мыслимых оттенках и в любое время года. Поскольку человек с незапамятных времен живет посреди этой гармонии, она радует его больше, чем любые другие цветовые эффекты.
Это почти всегда происходит неосознанно. Но если вы хотите научиться правильному обращению с красками, надо сознательно и пристально вглядеться в цветовые комбинации времен года.
ВЕСНА
Начинается настоящим цветовым праздником. Деревья зацветают сиятельным цветом, свежая зелень и розово-коричневые почки украшают леса, луга и сады. Красные тюльпаны, лиловая сирень и яично-желтый первоцвет задают тон всей картине.
Дрожащее знойное марево и слепящий свет как бы набрасывает дымчатую вуаль поверх взрывного великолепия красок ЛЕТА. Несколько выцветшими на солнце кажутся коричневые, бежевые и желтые тона земли. Нежная желтоватая зелень листвы переходит в глубокий насыщенный зеленый цвет. Вода светится ясными и свежими красками: бирюзовым, темно-синим, зеленым цветом морской волны.
Краски ОСЕНИ землистые, насыщенные и теплые. Листву окрашивает вся палитра, цвета урожая и спелых плодов полны интенсивного свечения.
ЗИМА
Укутывает природу в сверкающую белизну. Многоцветие жизни стихает. Несмотря на зелень хвои, лучистую синеву зимнего неба и пылкость закатов, в сценарии преобладает контраст черного и белого.
ВСЕ КРАСКИ ОДНОГО СЕЗОНА ВСЕГДА СОЧЕТАЮТСЯ
Цветовой облик природы меняется в зависимости от времени года. Но все равно типичные краски одного сезона всегда подходят друг к другу. Потому что в каждом сезоне доминирует какой-нибудь основной цвет. Весной – это желтый, летом голубой, осенью красный и зимой снова голубой.
Каждый их этих основных цветов задает тон всей картине.
Красный и желтый воспринимаются в общем, как теплые цвета, а голубой, напротив, как холодный. Имея в виду эти базовые краски, весну и осень можно считать временами года теплых оттенков, а зиму и лето – холодных. Разделение цветов на холодные и теплые даст вам практическую помощь, если вы хотите научиться ориентироваться в цветах четырех времен года.
Как эти цвета выглядят, покажут вам цветовые полосы ниже.
Основополагающая закономерность такова: в каждом времени года встречаются все цвета, но со своим характерным оттенком. Кроме того, совершенно отчетливо просматривается: краски весны и осени вследствие общей для них теплоты основного тона проявляют друг к другу гораздо больше родства, чем к холодным краскам лета и зимы. То же самое можно сказать и по цвета обоих «холодных» сезонов. На практике это означает следующее: в сомнительных случаях можно примешать к весенним краскам какой-нибудь осенний оттенок или зимний цвет внедрить среди летних, и при этом не возникнет кричащего диссонанса. Но если скомбинировать зиму с осенью или весну с летом, появится напряжение, которое вызовет впечатление дисгармонии.
Весенние цвета отличаются от осенних прежде всего тем, что они легче и радостнее, тогда как осенние нюансы насыщенны, землисты и тяжелы. Прохладные тона лета кажутся слегка полинялыми, застиранными, тогда как зимние краски яркие или излучают ледяной пастельный свет.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ЦВЕТА – В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Если внимательно присмотреться к камням, листьям, почве или древесной коре, обнаружится, что там не встретишь гладких поверхностей равномерного цвета. Все в природе имеет рельефную, зернистую, закругленную или разветвленную структуру и неровности, отражающие свет под разным углом, отбрасывая тени и обрисовывая контуры. Поэтому в природе не встречается гомогенного цвета. Поскольку к тому же и состав природных красок никогда не бывает одинаковым, они кажутся бесконечно многослойными и живыми. К этому добавляется и то, что в природе не встретишь двух абсолютно одинаковых оттенков. При этом самыми приятными кажутся нам почти неуловимые нюансы.
Богатство тончайших оттенков одного и того же цвета в природе до известной степени точности можно копировать в «искусственных» красках для тканей, обоев, отделочных материалов и лаков. Это удается тем лучше, чем больше в этом процессе участвуют формы, структуры, свойста материалов, узор и освещение.
НАСКОЛЬКО ОСНОВАТЕЛЬНА ТЕОРИЯ ВРЕМЕН ГОДА
Издавна ведется спор о том, должны ли существовать твердые правила эстетической оценки цветов или нет. Вряд ли он разрешим, даже если краски можно подвергнуть «объективированной» оценке – например, при помощи точно измеренной длины волны отраженного света или силы его излучения. Все же научные анализы нечто иное, чем цветовое впечатление. Анализы дают измеримые результаты, впечатление же у каждого свое, субъективное. И все же в этом следует найти консенсус – как всегда, когда люди хотят понять друг друга. Этот консенсус и предлагает теория времен года. У нее нет притязаний считаться научной, однако она базируется на эмпирических данных, т.е на полученном из опыта знаний об эстетически-гармоничном сочетании цветов и его воздействии на организм в целом. Если вы не уверены в сочетании цветов, очень удобно ориентироваться на времена года и их цветовое настроение.
Кто усвоит этот принцип, может позволить себе некоторые отклонения. Они могут быть очень пикантными и сообщат вашему жилищу индивидуальную ноту.
НАСТРОЕНИЕ КАКОГО ВРЕМЕНИ ГОДА ВАМ БЛИЖЕ ВСЕГО?
Не торопясь присмотритесь к временам года. Какое из них вызывает у вас самые приятные ощущения? Весна с ее радостными яркими цветами? Лето с его пляжно-водными красками? Уютный цветовой сценарий осени или холодная строгость зимы? Если вы не можете решить сразу, то подумайте, каков был бы ваш выбор, если бы вам пришлось обставлять и обустраивать квартиру заново с нуля. Может быть вам поможет таблица 3 (внизу). Она расписывает, какое время года характерно для определенного психического типа. Но все же лучше всего спонтанное, интуитивное решение. Оно чаще всего однозначно показывает, какое время года было бы идеально для вашего жилья. Доверьтесь своей интуиции.
Таблица_1
Таблица_2
Таблица_3
Источник:
Гизела Ватерман «Дизайн вашей квартиры»